Фьючерсы: спекуляция или хеджирование

Начнем с того, что на рынке фьючерсов всего лишь 1-2% всех транзакций имеют поставки реального товара. В остальном же - это спекуляции либо хеджирование. Рассмотрим подробнее... Участников торгов на фьючерсном рынке можно условно разделить на хеджеров и спекулянтов. У обоих участников есть весьма конкретные цели. У хеджера - снизить возможный (потенциальный) риск, у спекулянта - получить прибыль.

В роли хеджера чаще всего выступают поставщики различных товаров, производители, различные управляющие фонды и т.д. Вообщем все те, кому нужна стабильность цены на тот или иной товар или финансовый инструмент. В роли спекулянта выступают различные финансовые организации, банки, частные лица. Этим участникам торгов важна не стабильность цен, а возможность заработать на их колебаниях. Рассмотрим это на примере...

Нефтяная компания хочет уберечься от рисков, связанных с поставкой нефти 10.000 баррелей нефти марки BRENT в сентябре месяце. Сегодня баррель нефти марки BRENT составляет 105 долларов США. В сентябре мы хотим получить:

10.000 баррелей по 105 долларов США за баррель = 1.050.000 долларов США.

Идем на биржу и продаем на фьючерсном рынке 10.000 баррелей нефти марки BRENT, т.е. 10 фьючерсных контрактов на нефть марки BRENT (1 контракт = 1.000 баррелей). Продаем 10 контрактов по цене на нефть сегодня, т.е. по 105 долларов США за баррель. Итого, получается, что мы взяли на себя обязательство поставить в сентябре 10.000 баррелей нефти марки BRENT по 105 долларов США за баррель.

А теперь, допустим ОПЕК увеличил добычу нефти, или произошли другие события, которые привели к превышению предложения над спросом. В итоге нефть начала дешеветь и к сентябрю составила 95 долларов США за баррель. Мы просто берем и продаем имеющуюся у нас нефть (10.000 баррелей нефти марки BRENT) по 95 долларов США за баррель. Получаем:

10.000 баррелей по 95 долларов США за баррель = 950.000 долларов США.

Но мы расчитывали продать по 105 долларов за баррель, где же они? А вот где...Одновременно с продажей имеющейся у нас нефти, мы закрываем наш фьючерсный контракт обратной сделкой. Т.е. покупаем 10.000 баррелей по 95 долларов. Но продавали то мы по 105 долларов! Т.е. разница в 10 долларов за баррель - это наша прибыль. Получаем:

10.000 баррелей по 10 долларов США за баррель = 100.000 долларов США.

Итого:

выручка на товарном рынке - 950.000 долларов США +

выручка на фьючерсном рынке - 100.000 долларов США = 1.050.000 долларов США.

Главная идея хеджера - получить запланированную прибыль. В данном примере мы получили убытки на наличном товарном рынке, но компенсировали их прибылью на фьючерсном рынке. За счет этого мы получили ту цену, которую хотели.

Конечно, могло быть и не так, как в примере. И нефть не подешевела бы, а подорожала. Но все равно в итоге, мы бы получили убытки на фьючерсном рынке, но компенсировали бы прибылью на наличном товарном рынке. Главная цель хеджера - зафиксировать нужную цену, а не получить прибыль. Его мотив - определенность и стабильность в работе компании.

Спекулянт тоже может как покупать, так и продавать фьючерсные контракты. Но все это делается с одной целью - получить прибыль. Спекулянт не имеет наличного товара, он получает прибыль за счет колебаний рынка. Он может получать прибыль и на падении цен и на их подъеме. Ограничений нет, кроме больших рисков, связанных с самостоятельной торговлей.

Без спекулянтов - поставщики и производители были бы вынуждены закладывать процент риска в себестоимость продуктов. А конечный потребитель вынужден был бы платить этот неофициальный "налог на риск". Спекулянты же заставляют рынок двигаться, предоставляя возможность хеджерам проводить свою стабилизационную политику.

Не было бы спекулянтов - кредитной системе не смогла бы эффективно управлять рисками, невозможно полноценное потребительское, коммерческое и ипотечное кредитование и т.д. Вообщем, все настолько взаимосвязанны, что спекулянты и хеджеры спокойно уживаются на фьючерсном рынке.


Еще о хеджировании:

Что такое хеджирование

Основные принципы хеджирования

Стоимость и риски хеджирования

Стратегии хеджирования